Экологические платежи расчёт

Расчет экологических платежей

Наша компания предлагает Вам провести экологическую экспертизу среды Вашего ближайшего окружения. Специалисты компании произведут замеры по интересующим Вас параметрам и подготовят компетентное заключение, включающее в себя развернутый отчет об экологической обстановке, а так же ряд рекомендаций по улучшению экологических условий. Объективные и своевременные ответы на все Ваши вопросы способна дать экологическая экспертиза.  Результаты экологической экспертизы используются для трактовки экологического состояния того или иного объекта, поиска комплексных решений и мероприятий, способствующих минимизации существующего негативного воздействия.

Подготовка в соответствии с требованиями Российского законодательства необходимого пакета документов для прохождения государственной экологической экспертизы. Подготовка в соответствии с требованиями Российского законодательства документации предоставляемой в государственные органы для получения лицензии на деятельность по обращению с опасными отходами. В случае отсутствия в составе Вашей организации сотрудников, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами, мы подберём и предоставим список учебных заведений, проводящих профессиональную подготовку и установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Действующая практика исчисления и уплаты экологических платежей ставит перед налогоплательщиками, аудиторами и научным сообществом много первостепенных и животрепещущих вопросов. Основой для возникновения одного из них послужило определение Конституционного суда РФ № 284-О, в котором экологические платежи были признаны не налогом, а фискальным сбором. По сути, речь идет о введении нового понятия – фискальный сбор, определение которого не содержится в законодательстве о налогах и сборах. В связи с этим на практике возникает множество вопросов по поводу начисления штрафных санкций по экологическим платежам , а также начисления суммы пени.

Кроме того, для организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, данная проблема также актуальна. Если экологические платежи не являются налоговыми платежами , то организации, использующие метод определения объекта налогообложения «доход-расход» не могут уменьшать свои доходы на сумму экологических платежей . В этой связи у данных организаций возрастают обязательства по уплате единого налога.

Рассмотрим развитие событий вокруг законности экологических платежей .

Плата за загрязнение окружающей среды установлена постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632. Размеры этой платы определяло Минприроды России.

Верховный суд РФ своим решением от 28.03.02 № ГКПИ 2002-178 признал это постановление незаконным на том основании, что плата за загрязнение окружающей среды – это налоговый платеж, следовательно, ее должен устанавливать закон, а не постановление правительства. Кассационная коллегия Верховного суда РФ оставила это решение без изменения (определение от 04.06.02 № КАС 02-232). По сути, это означало, что с 4 июня 2002 года начислять экологические платежи больше было не нужно.

Конституционный суд РФ 10.12.02 в своем определении № 284-О признал экологические платежи не налогом, а фискальным сбором, который не регулируется Налоговым кодексом. А раз так, они могут устанавливаться и постановлением Правительства РФ. Это определение вступило в силу с 25 декабря 2002 года. Таким образом, плата за загрязнение снова была признана законной.

Верховный суд 12.02.03, повторно рассмотрев дело о законности постановления № 632 (решение № ГКПИ 03-49) и согласившись с Конституционным судом по поводу того, что фискальный платеж – плата за загрязнение окружающей среды – может быть установлен постановлением Правительства РФ, одновременно признал недействующими два положения, а именно:

во-первых, пункт 2 постановления № 632, согласно которому нормативы экологических платежей должно было устанавливать Минприроды России;

во-вторых, пункт 9 Порядка определения платы за загрязнение окружающей среды, утвержденного постановлением № 632. Этот пункт обязывал предприятия перечислять экологические платежи в сроки, которые также устанавливало Минприроды России, а при нарушении этих сроков разрешало списывать суммы недоимок по инкассо.

Правительство РФ пыталось обжаловать решение Верховного суда, но своим определением от 15.05.03 № КАС 03-167 он оставил его без изменения.

В результате, с одной стороны, платежи за загрязнение окружающей среды – это фискальные сборы, а потому они законны. С другой стороны, были отменены те пункты постановления № 632, которые устанавливали нормативы платежей и сроки их уплаты. Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация: несмотря на то, что постановление № 632 действовало, рассчитать плату за загрязнение предприятия все равно не могли, так как не было ставок, по которым это можно было бы сделать.

Правительство РФ не могло допустить, чтобы такая ситуация продолжалась долго. По этой причине 12 июня 2003 года Правительство РФ утвердило новое постановление за № 344 «О нормативах платы за выбросы», выполнив требования Верховного суда. Данное постановление вступило в силу 30 июня 2003 года (письмо МНС России от 25.07.03 № НА-6-21/826@).

Таким образом, с 30 июня 2003 года плата за загрязнение окружающей среды взимается. Но ведь были периоды, когда для перечисления экологических платежей не было законных оснований. Можно ли вернуть из бюджета излишне уплаченные суммы? На этот счёт существуют две точки зрения.

С позиции налоговых органов, после того как Верховный суд 4 июня 2002 года признал экологические платежи незаконными, МНС России выпустило письмо от 23.07.02 № НА-6-21/1065@ «О плате за загрязнение окружающей природной среды». В нем налоговые органы разъяснили, что с 4 июня плату за загрязнение начислять не нужно, но что касается прошлых периодов, то никаких оснований для возврата уплаченных ранее сумм нет. Когда Конституционный суд пришел к выводу, что взимание экологических платежей законно, МНС России выпустило свои разъяснения в письме от 27.01.03 № НА-6-21/115@. В данном документе налоговые органы отменили свое предыдущее письмо – со дня его выпуска. Кроме того, налоговые органы указали, что экологические платежи необходимо платить, причем как за прошлые периоды, так и в будущем. А что делать с платежами за 3 и 4 кварталы 2002 года, обещали сообщить дополнительно, но пока таких сообщений не было.

Можно сделать вывод, что подход налоговых органов заключается в том, что начислять плату за выбросы необходимо и не следует производить возврат сумм экологических платежей .

Согласно позиции налогоплательщиков с 4 июня и до 25 декабря 2002 года (когда вступило в силу определение Конституционного суда РФ № 282-О) для взимания платы за экологию нет законных оснований. В этот период действовало решение Верховного суда, который признал экологические платежи незаконными. Такой позиции придерживаются и арбитражные суды. Например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 19.05.03 № А56-30863/02 судьи указали, что при решении вопроса о начислении экологических платежей в период с 4 июня до 25 декабря 2002 года нужно руководствоваться решением Верховного суда РФ № ГКПИ 2002-178.

После 25 декабря 2002 года формально надо было платить экологические платежи . Фактически до 30 июня 2003 года (дня вступления в силу постановления Правительства РФ № 344) не были утверждены ставки платы за загрязнение окружающей среды. Следовательно, рассчитать плату было невозможно.

Таким образом, начислять и вносить в бюджет плату за загрязнение окружающей среды в период с 4 июня 2002 года до 30 июня 2003 года (то есть фактически за 3 и 4 кварталы 2002 года, а также за 1 и 2 кварталы 2003 года) организации не должны.
Последнее обновление: Пятница, 27 Ноября 2015г 14:55