Лицензия на отходы опасные дает право на ведение определенных видов деятельности с материалами, которые обладают небезопасными для здоровья или окружающей среды свойствами. Под такой деятельностью подразумевается работа, связанная со сбором, перевозкой, а также переработкой или утилизацией отходов опасных и их применением для каких-либо нужд.
Лицензия на отходы опасные необходима тем предприятиям, которые работают с материалами, содержащими небезопасные вещества, характеризующиеся такими свойствами как взрывоопасность, токсичность, а также реакционная опасность повышенной степени и пожароопасность. Кроме того, лицензия на отходы опасные должна быть у предприятий, ведущих деятельность с использованием материалов, которые могут содержать возбудителей инфекционных заболеваний, а также вредны для контакта с человеком или экологической средой. Лицензию на отходы опасные можно получить в Федеральной службе по экологическому, технологическому, а также атомному надзору и в территориальных лицензирующих подразделениях службы.
Далее приведены практические рекомендации и пояснения к заполнению паспорта отхода опасного
- .
1. Согласование паспорта отхода опасного.
В соответствии с приказом МПР России от 02.12.2002 № 785 паспорт отхода опасного должен быть согласован с территориальным органом министерства по соответствующему субъекту Российской Федерации. Согласно ГОСТ 30774-2001 достоверность заполнения паспорта юридически оформляет при его регистрации орган, определяемый федеральным законодательством, либо орган региональной или местной власти, на территории которого расположены или на территорию которого ввозили соответствующие отходы . В настоящее время работу по паспортизации отходов опасных проводит Ростехнадзор (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401). Поэтому паспорт отхода опасного должен согласовываться с территориальными органами Ростехнадзора.
- 2. Отходы , подлежащие паспортизации.
Согласно вышеупомянутому приказу МПР России паспорт отхода опасного составляется на отходы 1 -4-го классов опасности. Во введении к ГОСТ 30774-2001 сказано, что « опасные отходы могут быть отнесены к опасным только после определения вида и степени их опасности, т.е. тогда, когда они паспортизованы. Таким образом, паспортизация опасных отходов подразумевает паспортизацию всех отходов ».
Остается непонятным, для каких отходов нужен паспорт: всех без исключений или только обладающих опасными свойствами. Также не разрешен вопрос о количестве классов опасности. В Критериях отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (утв. приказом МПР России от 15.06.2001 № 511) класс опасности устанавливается по степени возможного вредного воздействия на ОПС при непосредственном или опосредованном воздействии. В этом документе все отходы подразделяются на 5 классов.
Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления СП 2.1.7.1386-03 (утв. постановлением Гл. сан. врача РФ от 16.06.2003 г. № 144) устанавливают гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов на среду обитания и здоровье человека. В этом нормативном акте отходы по степени воздействия на ОПС разделяются на 4 класса. Таким образом, деление на классы опасности в упомянутых документах осуществляется по разным критериям - экологическим в Критериях и токсикологическим в СП 2.1.7.1386-03. Причем ни в одном нормативном документе не определено соотношение между экологическими и токсикологическими нормами.
Наиболее целесообразной представляется позиция МПР России: все отходы подразделяются на 5 классов опасности, а паспорт составляется на отходы 1-4-го классов, указанные в ФККО и обладающие опасными свойствами.
Если исходить из требовании МПР России, то паспорт отхода опасного необходим только для отходов, указанных в ФККО, последняя тринадцатая цифра кода которых имеет значения от 1 до 4, а одиннадцатая и двенадцатая - от 1 до 22.
- 3. Свойства отходов.
Тринадцатизначный код в ФККО определяет вид отходов , характеризует их общие классификационные признаки и несет в себе следующую информацию
Практика показывает, что отходы бывают специфическими, характерными для данного конкретного предприятия (например, химические отходы ), а также общими для многих организаций (например, отработанные ртутные лампы или свинцовые аккумуляторы). Было бы целесообразным выделить такие неизменяемые отходы в особую группу и составить для них единую форму паспорта опасного отхода Кроме проблем с определением количества классов отходов и категории отходов , подлежащих паспортизации, есть и другие нерешенные вопросы при составлении паспорта опасности отхода , например:
- какой документ является более приоритетным для исполнения - приказ МПР России или требования ГОСТ;
- как поступать с отходами , не вошедшими в ФККО;
- каков срок действия паспорта отхода опасного ;
- если проведено обоснование отнесения отхода к конкретному классу опасности, нужен ли еще паспорт опасного от хода, например для отходов 4-го класса опасности, вывозимых на полигоны;
- если в ФККО отсутствуют данные об опасных свойствах (одиннадцатая и двенадцатая цифры кода обозначены нулями, что означает « данные не установлены»), обоснованно ли требование от каждого предприятия проведения таких широкомасштабных исследований, как выявление опасных свойств отходов ? Ни в одном из указанных нормативных документов нет информации о методиках проведения таких исследований.
|