опасные отходы

Мы составим паспорт на любой отход!
Согласование с Роспотребнадзором за 1 неделю!

Паспортизация опасных отходов — одна из самых злободневных проблем, которую приходится решать каждому предприятию. При составлении такого простого документа, как паспорт опасного отхода, возникает немало вопросов, требующих специальных разъяснений.

Федеральным законом от 24.11.1994 № 49-ФЗ Россия ратифицировала Базельскую конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. В развитие этой конвенции принята резолюция Организации экономического сотрудничества и развития «О трансграничном перемещении опасных отходов, предназначенных для операций по регенерации». Эти документы предусматривают существование национального нормативного и правового обеспечения регулирования ряда важнейших вопро­сов, касающихся обращения с отходами, в частности вопросов определения степени опасности и паспортизации отходов.

Ниже перечислены нормативные акты, регламентирующие паспортизацию отходов, и даны пояснения к ним.

Требование составления паспорта опасного отхода содержится в ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Паспорт опасного отхода составляется на основании данных о составе и свойствах отходов, а также оценки их опасности. Порядок паспорти­зации определяет Правительство России.

Во исполнение постановления Прави­тельства РФ № 818 от 26.10.2000 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» МПР России издало приказ № 479 от 06.06.2001 «О реализации постановления Правительства РФ от 26.10.2000 №818».

В межгосударственном стандарте ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и опре­деления» сказано следующее

  • паспорт опасности отходов - информационно-нормативный машинноориентированный документ, содержащий сведения о составе отходов, виде или видах (в том числе классе) их опасности, возможные технологии безопасного и ресурсосбе­регающего обращения с отходами;
  • паспортизация отхода - последовательность действий по идентификации, в том числе физико-химическому и технологическому описанию свойств отхода на этапах технологического цикла его обращения, проводимая на основе паспорта отходов в целях ресурсосберегающего и безопасного регулирования работ в этой сфере.

Содержание и порядок заполнения паспорта опасности отходов установлены ГОСТ 30774-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов. Основные требования» (этот межгосударственный стандарт не распространяется на радиоактивные отходы). Ответственность за полноту и достоверность данных, представленных в паспорте, а также за мероприятия по безопасному хранению и применению опасных отходов несет руководитель предприятия, на территории которого находятся отходы.

В соответствии с ГОСТ 30774-2001 паспорт опасности отходов должен вклю­чать следующие обязательные разделы: 

  • наименование отходов;
  • наименование и реквизиты предприятия - производителя отходов;
  • количество паспортизуемых отходов;
  • перечень опасных свойств отходов;
  • происхождение отходов;
  • состав отходов и токсичность их компонентов;
  • рекомендуемый способ переработки отходов;
  • пожаро- и взрывоопасность отходов;
  • коррозионная активность отходов;
  • реакционная способность отходов;
  • необходимые меры предосторожности при обращении с отходами;
  • ограничения по транспортированию отходов;
  • дополнительная информация.

Паспорт подписывает руководитель предприятия. По мере поступления дополнительной или новой информации, повышающей полноту и достоверность данных, включенных в обязательные разделы, документ подлежит обновлению и перерегистрации. При любой обработке полученной партии отходов, включая смешение ее с другими материалами, грузо­получатель обязан в случае транспортирования за пределы своего предприятия оформить и зарегистрировать новый паспорт на данную партию (часть партии) отходов.

Приказом МПР России от 02.12.2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасно­го отхода» утверждена форма документа и инструкция по ее заполнению.

Паспорт опасного отхода составляется на отходы 1-4-го классов опасности для окружающей природной среды (ОПС), обладающие опасными свойствами (токсичность, пожаро- и взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней). Форма паспорта заполняется отдельно на каждый вид отходов.

Код и наименование отхода указывются по федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), утверж­денному приказом МПР России от 30.07.2003 № 663 «О внесении дополне­ний в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР России от 02.12.2002 № 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов"».

Опасные свойства отхода устанавливаются согласно Базельской конвенции и (или) требованиям соответствующих ГОСТов:

  • токсичность - это способность вызвать серьезные, затяжные пли хроничес­кие заболевания людей, включая раковые заболевания, при попадании внутрь организма через органы дыхания, пищеваре­ния или через кожу:
  • пожароопасность определяется по соответствующим ГОСТам, устанавливающим требования по пожарной безопасности, и (или) наличием хотя бы одного из следующих свойств:
    • способности жидких отходов выде­лять огнеопасные пары при температуре не выше 60° С в закрытом сосуде или не выше 65,5°С в открытом сосуде
    • способности твердых отходов, кроме классифицированных как взрывоопасные, легко загораться либо вызывать (усиливать) пожар при трении
    • способности отходов самопроизвольно нагреваться при нормальных условиях или нагреваться при соприкосновении с воздухом, а затем самовозгораться
    • способности отходов самовозгораться при взаимодействии с водой или выделять легковоспламеняющиеся газы в опасных количествах;
  • взрывоопасность определяется как способность твердых или жидких отходов (либо смеси отходов) к химической реакции с выделением газов таких температуры и давления и с такой скоростью, что вызывает повреждение окружающих предметов, либо по соответствующим ГОСТам, устанавливающим требования о взрывоопасности;
  • высокая реакционная способность - это содержание органических веществ (органических пероксидов), которые име­ют двухвалентную структуру -О-О- и могут рассматриваться в качестве производных перекиси водорода, в которой один или оба атома водорода замещены органическими радикалами;
  • содержание возбудителей инфекционных болезней - это наличие живых микроорганизмов или их токсинов, способных вызвать заболевания у людей или животных.

Далее приведены практические рекомендации и пояснения к заполнению паспорта опасного отхода.

1. Согласование паспорта опасного отхода.

В соответствии с приказом МПР Рос­сии от 02.12.2002 № 785 паспорт опасного отхода должен быть согласован с террито­риальным органом министерства по соответствующему субъекту Российской Федерации. Согласно ГОСТ 30774-2001 достоверность заполнения паспорта юриди­чески оформляет при его регистрации орган, определяемый федеральным законодательством, либо орган региональной или местной власти, на территории кото­рого расположены или на территорию которого ввозили соответствующие отходы. В настоящее время работу по паспортиза­ции опасных отходов проводит Ростехнадзор (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401). Поэтому паспорт опасного отхода должен согласовываться с территориальными ор­ганами Ростехнадзора.

2. Отходы, подлежащие паспортиза­ции.

Согласно вышеупомянутому приказу МПР России паспорт опасного отхода составляется на отходы 1 -4-го классов опас­ности. Во введении к ГОСТ 30774-2001 сказано, что «опасные отходы могут быть отнесены к опасным только после опреде­ления вида и степени их опасности, т.е. тог­да, когда они паспортизованы. Таким обра­зом, паспортизация опасных отходов подразумевает паспортизацию всех отходов».

Остается непонятным, для каких отхо­дов нужен паспорт: всех без исключений или только обладающих опасными свойс­твами. Также не разрешен вопрос о количестве классов опасности. В Критериях отнесения опасных отходов к классу опас­ности для окружающей природной среды (утв. приказом МПР России от 15.06.2001 № 511) класс опасности устанавливается по степени возможного вредного воздейс­твия на ОПС при непосредственном или опосредованном воздействии. В этом до­кументе все отходы подразделяются на 5 классов.

Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления СП 2.1.7.1386-03 (утв. постановлением Гл. сан. врача РФ от 16.06.2003 г. № 144) устанавливают гигие­нические требования и критерии по опре­делению класса опасности отходов по сте­пени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов на среду обитания и здоровье человека. В этом нор­мативном акте отходы по степени воз­действия на ОПС разделяются на 4 клас­са. Таким образом, деление на классы опасности в упомянутых документах осуществляется по разным критериям - эко­логическим в Критериях и токсикологи­ческим в СП 2.1.7.1386-03. Причем ни в одном нормативном документе не опреде­лено соотношение между экологическими и токсикологическими нормами.

Наиболее целесообразной представля­ется позиция МПР России: все отходы подразделяются на 5 классов опасности, а паспорт составляется на отходы 1-4-го классов, указанные в ФККО и обладаю­щие опасными свойствами.

Если исходить из требовании МПР России, то паспорт опасного отхода необходим только для отходов, указанных в ФККО, последняя тринадцатая цифра кода которых имеет значения от 1 до 4, а одиннадцатая и двенадцатая - от 1 до 22.

3. Свойства отходов.

Тринадцатизначный код в ФККО оп­ределяет вид отходов, характеризует их общие классификационные признаки и несет в себе следующую информацию:

  • первые восемь цифр кода указывают происхождение отхода
  • девятая и десятая цифры - агрегатное и физическое состояние
  • одиннадцатая и двенадцатая - опасные свойства
  • тринадцатая - класс опасности для ОПС.

В соответствии с приказом МПР РФ № 786 одиннадцатая и двенадцатая цифры используются для кодирования опас­ных свойств и их комбинаций:

0 - данные не установлены;
1 - токсичность (т);
2 - взрывоопасность (в);
3 - пожароопасность (п);
4 - высокая реакционная способность (р);
5 - содержание возбудителей инфекционных болезней (и);
6 - токсичность и взрывоопасность (т+в);
7 - токсичность и пожароопасность (т+п);
8 - токсичность и высокая реакционная способность (т+р);
9 - взрывоопасность и пожароопасность (в+п);
10 - взрывоопасность и высокая реакционная способность (в+р);
11 - взрывоопасность и содержание возбудителей инфекционных болезней (в+и);
12 - пожароопасность и высокая реакционная способность (п+р);
13 - пожароопасность и содержание возбудителей инфекционных болезней (п+и);
14 - высокая реакционная способность и содержание возбудителей инфекционных болезней (р+и);
15 - токсичность, взрывоопасность и пожароопасность (т+в+п);
16 - токсичность, взрывоопасность и высокая реакционная способность (т+в+р);
17 - токсичность, пожароопасность и высокая реакционная способность (т+п+р);
18 - взрывоопасность, пожароопасность и высокая реакционная способность (в+п+р);
19 - взрывоопасность, пожароопасность и содержание возбудителей инфекционных болезней (в+п+и);
20 - пожароопасность, высокая реакционная способность и содержание возбудителей инфекционных болезней (п+р+и);
21 - токсичность, взрывоопасность, пожароопасность и высокая реакцион­ная способность (т+в+п+р);
22 - взрывоопасность, пожароопасность, высокая реакционная способность и содержание возбудителей инфекци­онных болезней (в+п+р+и);
99 - опасные свойства отсутствуют.

Девятая и десятая цифры в ФККО ис­пользуются для кодирования агрегатного состояния и физической формы отхода: 0 - данные не установлены; 1 - твердый; 2 - жидкий; 3 - пастообразный; 4 - шлам; 5 - гель, коллоид; 6 - эмульсия; 7 - сус­пензия; 8 - сыпучий; 9 - гранулят; 10 - порошкообразный; 11 - пылеобразный; 12 - волокно; 13 - готовое изделие, поте­рявшее потребительские свойства; 99 - иное.

Причем информация об агрегатном со­стоянии отхода, содержащаяся в паспорте опасного отхода, должна полностью сов­падать с аналогичной информацией, указанной в ФККО (девятая и десятая циф­ры в коде отхода).

4. Состав отхода.

В соответствии с приказом МПР Рос­сии № 785 «компонентный состав отхода указывается на основании протокола ре­зультатов анализов, выполненных лабораторией, аккредитованной на проведение количественных химических анализов. Для отходов, представленных товарами (продукцией), утратившими свои потре­бительские свойства, указываются сведения о компонентном составе исходного товара (продукции) согласно техничес­ким условиям и др.».

В упомянутом выше ГОСТ 30774-2001 содержится следующее требование: «информация, необходимая для составления паспорта, должна быть получена из ком­петентных источников или в результате испытаний (тестов), проводимых в соот­ветствии с требованиями действующей нормативной документации (НД). Состав отходов определяют методами физичес­кого, физико-химического, химического анализа или на основании состава первич­ного сырья, из которого образовались от­ходы, и технологических режимов, кото­рым подвергалось это сырье».

Практика показывает, что отходы бы­вают специфическими, характерными для данного конкретного предприятия (на­пример, химические отходы), а также общими для многих организаций (например, отработанные ртутные лампы или свин­цовые аккумуляторы). Было бы целесооб­разным выделить такие неизменяемые отходы в особую группу и составить для них единую форму паспорта опасного от­хода. Это приведет к значительному упро­щению системы паспортизации как для предприятий, которые сегодня вынужде­ны либо проводить дорогостоящие анали­зы, либо искать информацию о компонен­тном составе отхода, так и для согласую­щих паспорт инспекций.

К таким характерным видам отходов, состав которых изменяется мало, можно отнести следующие:

  • ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработан­ные и брак;
  • аккумуляторы свинцовые отработан­ные;
  • кислота аккумуляторная серная отра­ботанная;
  • обтирочный материал, загрязненный маслами;
  • опилки древесные, загрязненные ми­неральными маслами;
  • стружка древесная, загрязненная ми­неральными маслами;
  • опилки древесные, загрязненные бен­зином;
  • стружка древесная, загрязненная бен­зином. 

В таблице представлена основная ин­формация, необходимая для заполнения паспорта таких отходов.

В качестве примера приведен паспорт опасного отхода для ртутных ламп Института биоорганической химии им. академи­ков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН (г. Москва).

5. Срок действия паспорта опасного отхода.

В соответствии с ГОСТ 30774-2001 паспорт опасности отходов считают утратившим силу по истечении одного кален­дарного года с момента регистрации при неизменности технологического регла­мента процесса, при котором образова­лись данные отходы. В приказе МПР Рос­сии № 785 ни слова не сказано о сроках действия этого документа.

Для неизменных отходов (например, отработанных ртутных ламп, свинцовых аккумуляторов и т.д.) было бы логично привести срок действия паспорта опасности отхода в соответствие с действием проекта нормативов образования отходов предприятия и лимитов на их размеще­ние, т.е. согласовывать паспорт вместе с проектом один раз на 5 лет.

Кроме проблем с определением коли­чества классов отходов и категории отхо­дов, подлежащих паспортизации, есть и другие нерешенные вопросы при составле­нии паспорта опасности отхода, например:

  • какой документ является более приоритетным для исполнения - приказ МПР России или требования ГОСТ;
  • как поступать с отходами, не вошед­шими в ФККО;
  • каков срок действия паспорта опас­ного отхода;
  • если проведено обоснование отне­сения отхода к конкретному классу опасности, нужен ли еще паспорт опасного от­ хода, например для отходов 4-го класса опасности, вывозимых на полигоны;
  • если в ФККО отсутствуют данные об опасных свойствах (одиннадцатая и двенадцатая цифры кода обозначены ну­лями, что означает « данные не установлены»), обоснованно ли требование от каж­дого предприятия проведения таких широкомасштабных исследований, как вы­явление опасных свойств отходов? Ни в одном из указанных нормативных доку­ментов нет информации о методиках про­ведения таких исследований.

Для отходов 1-3-го классов опасности, направляемых на вторичную переработку или обезвреживание, от производителя в обязательном порядке требуется проведение химического анализа. Это требование вполне разумно: не всякое сырье можно переработать на конкретном предприятии по заданной технологии на имеющемся оборудовании. Но, как правило, организа­ции, перерабатывающие отходы, проводят химический анализ состава сырья сами. В этом случае составление паспорта предприятием носит формальный характер.

В заключение необходимо отметить, что требование обязательной паспортизации всех отходов не является обоснован­ным, оно создает значительные трудности для предприятий, не решая при этом про­блем с отходами. В целях упрощения сис­темы паспортизации целесообразно со­здать единую форму паспорта опасного отхода для некоторых мало изменяемых по составу отходов, имеющихся практи­чески на каждом предприятии.

Согласно постановлению Правительс­тва РФ от 30.07.2004 № 401 Ростехнадзор самостоятельно принимает нормативные правовые акты, в частности связанные с паспортизацией отходов. Формирование в этой организации единой точки зрения по вопросам системы паспортизации от­ходов и количества классов опасности от­ходов значительно облегчит работу пред­приятий - собственников отходов, а в ко­нечном итоге упростит проведение конт­рольно-надзорной деятельности в данном направлении и самой Федеральной службе.