Порядок производственного контроля за обращением с отходами

Разработка порядка производственного контроля

ООО Эколимит - 8(495)223-18-79

Разработка порядка производственного контроля обусловлена требованием ст. 26 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" №89-ФЗ.

Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации за обращением с отходами. Порядок осуществления производственного контроля за обращением с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти за обращением с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.

  Таким образом, все юридические лица, которые осуществляют какую-либо деятельность по обращению с отходами, обязаны проводить данный порядок производственного контроля. Следует отметить, что под обращением с отходами следует понимать деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
   Подлежит ли порядок согласованию? 89-ФЗ говорит о необходимости согласования Порядка с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, для объектов федерального контроля (списки данных объектов есть на сайте Росприроднадзора применительно к каждому региону) согласование осуществляется федеральной службой природопользования, а регионального - департаментом природных ресурсов региона!!!Еще раз обращаю внимание лучше согласовать!!В предписании органы госэкоконтроля указывают несогласованный Порядок как нарушение.
   Что может грозить за отсутствие порядка и его согласования при проведении проверок со стороны органов контроля согласно КоАП:
  Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществам
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа
на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток .

Что должен содержать Порядок производственного контроля в области обращения с отходами
1. Цели и задачи порядка производственного контроля
в области обращения с отходами. (Целями производственного контроля в области обращения с отходами является обеспечение:
• соблюдения требований законодательства Российской Федерации, в области обращения с отходами;
• выполнения корпоративных программ в области охраны окружающей среды.
• соблюдения в процессе производственной и иной деятельности технологических нормативов образования отходов;
• соблюдения в процессе хозяйственной деятельности принципов рационального использования и восстановления природных ресурсов;
• выполнения планов мероприятий по охране окружающей среды;
• соблюдения природоохранных требований в области обращения
с отходами производства и потребления, установленных разрешительной документацией;
• своевременного и оперативного устранения причин возможных аварийных ситуаций, связанных с негативным сверхнормативным/сверхлимитным воздействием на окружающую среду;
• получения данных о текущих воздействиях
на окружающую среду для заполнения форм первичной учетной документации;
• оперативного информирования руководства и персонала о случаях нарушений природоохранных требований, а также о причинах установленных нарушений;
• соблюдения требований к полноте и достоверности сведений в области охраны окружающей среды, используемых при расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду, представляемых в органы исполнительной власти, осуществляющие ГЭК, и органы государственного статистического наблюдения;
• получения первичной информации для планирования работ по наладке и модернизации технологического оборудования.
Основными задачами производственного контроля
в области обращения с отходами являются:
• проверка соблюдения требований, условий, ограничений, установленных законами, иными нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды, разрешительными документами в области охраны окружающей среды
и использования природных ресурсов;
• контроль за соблюдением нормативов и лимитов воздействий
на окружающую среду, установленным соответствующими разрешениями, договорами, лицензиями и т.п.;
• подтверждение соответствия требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности на основании собственных доказательств;
• предупреждение вреда, наносимого окружающей среде
в результате деятельности предприятия;
• контроль за выполнением предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль;
• проверка выполнения планов и мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;;
• обеспечение эффективной работы систем природоохранного оборудования, средств предупреждения и ликвидации последствий нарушения технологии производства и техногенных катастроф;
• оперативное и своевременное представление необходимой
и достаточной информации, предусмотренной системой управления охраной окружающей среды на предприятии;
• своевременное предоставление достоверной информации, предусмотренной системой государственного статистического наблюдения, системой обмена информацией с государственными органами управления в области охраны окружающей среды).
2. Организационная структура, обеспечивающая проведение производственного контроля. (Организационной структурой является экологическая служба предприятия – Заявителя. Экологическая служба может представлять собой специализированное подразделение (отдел, бюро, группа и др.) или отдельное должностное лицо. Структура, штатная численность и состав экологической службы определяется Заявителем в зависимости от видов деятельности в области обращения
с отходами производства и потребления, видов воздействий на окружающую природную среду, региональных особенностей состояния окружающей среды и требований к ее охране, необходимости ведения первичного учета
по формам федерального статистического наблюдения и др.
3. Объекты производственного контроля в области обращения
с отходами. (При осуществлении производственного контроля за обращением с отходами регулярному наблюдению подлежат нормируемые параметры и характеристики:
• технологических процессов и оборудования, связанных
с образованием отходов;
• систем удаления отходов;
• объектов временного хранения (складирования) отходов
на промышленных площадках;
• объектов захоронения отходов (полигоны), находящиеся в ведении природопользователя;
• систем транспортировки, обезвреживания и уничтожения отходов, находящиеся в ведении природопользователя.
4. Контроль соблюдения требований законодательства
за деятельностью в области обращения с отходами (инспекционный контроль) и планы-графики его осуществления. (Порядок проведения мероприятий по инспекционному контролю устанавливается
в корпоративных документах предприятия. В указанном разделе должны быть установлены:
• состав лиц, уполномоченных на подписание поручений
на проведение проверок;
• форма распорядительного документа о проведении инспекционного контроля;
• порядок уведомления должностных лиц контролируемого объекта о проведении мероприятий по контролю;
• права и обязанности должностных лиц экологической службы, уполномоченных осуществлять инспекционный контроль;
• перечень документов, представляемых должностными лицами контролируемого объекта для инспекционного контроля;
• права, обязанности и ответственность руководителей (ответственных сотрудников), контролируемого объекта (структурных подразделений), ответственность
за противодействие проверке или отказ от оформления
ее результатов;
• особенности оформления актов проверки;
• требования к оформлению и хранению внутренних документов контролируемого объекта;
• порядок и сроки информирования заинтересованных лиц
о результатах проверки;
• особенности оформления результатов инспекционного контроля, осуществляемого одновременно с экоаналитическим контролем соблюдения природоохранных нормативов воздействия
на окружающую среду;
• перечень мер воздействия, применяемых по отношению
к нарушителям;
• порядок оформления предложений об устранении выявленных нарушений;
• порядок повторных проверок исполнения выданных предписаний и внесенных предложений).
5. Контроль соблюдения ограничений воздействий (экоаналитический контроль) и планы-графики его осуществления. (Экоаналитический контроль за соблюдением природоохранных нормативов воздействия на окружающую среду осуществляется непосредственно на источниках негативного воздействия на окружающую среду, входящих в состав контролируемого объекта.
Процедура проведения мероприятия по экоаналитическому контролю
в общем виде должна включать следующие этапы:
• установление нормативного значения контролируемого показателя воздействия на окружающую среду согласно разрешительной документации,
• первичный осмотр источника негативного воздействия на окружающую среду и регистрация технологических параметров его работы в момент проведения проверки;
• контроль правильности расположения точек отбора проб;
• проведение прямых измерений или отбор проб в соответствии с требованиями МВИ;
• в случае отбора проб – их регистрация, консервация, транспортировка для анализа и лабораторный анализ;
• в случае использования инструментальных методов, в том числе автоматических приборов непрерывного действия, – фиксация результата измерений;
• в случае использования расчетных и расчетно-аналитических методов – фиксация технологических параметров работы источника воздействия, необходимых для проведения расчетов;
• расчет фактических значений нормируемых параметров воздействия на окружающую среду и их сравнение со значениями, установленными в разрешительной документации;
• оформление актов отбора проб и/или протоколов измерений
6. Контроль функционирования систем и устройств природоохранного назначения и планы-графики его осуществления. (Процедура контроля работоспособности и эффективности систем и устройств природоохранного назначения должна включать следующие этапы:
• установление нормируемых показателей работы систем
и устройств природоохранного назначения в соответствии
с технической документацией и первичный осмотр систем
и устройств;
• контроль правильности расположения точек проведения измерений (точек отбора проб) и их оснащения;
• определение технологических параметров работы систем
и устройств природоохранного назначения;
• отбор проб на входе и выходе систем и устройств природоохранного назначения;
• расчет показателей эффективности работы систем и устройств
и сравнение с паспортными значениями).
7. Контроль за соблюдением требований предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении
с отходами. (Содержание мероприятий по контролю при ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении
с отходами определяется в оперативном порядке непосредственно после получения уведомления о аварийной ситуации и зависит от тяжести ситуации. Оценка последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами фактическому загрязнению объектов окружающей среды на производственной площадке и в пределах зоны влияния производственного объекта осуществляется по соответствующим нормативным документам с применением МВИ содержания загрязняющих веществ в объектах окружающей среды, допущенных к применению
в установленном порядке. Для оперативной оценки последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении
с отходами, допускается применение методов экспрессного (индикаторного) анализа. Для анализа проб природных объектов, отобранных для оценки последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами, допускается привлечение сторонних лабораторий, в область аккредитации которых входят соответствующие виды измерений
8. Привлечение сторонних аккредитованных организаций
к осуществлению порядка производственного контроля за обращением с отходами. (К осуществлению производственного контроля могут на договорных условиях могут привлекаться сторонние аккредитованные организации, функции которых включаются в соответствующие документы
о производственном контроле.
Лаборатории, осуществляющие порядок производственного контроля для сторонних организаций на договорной (контрактной) основе, подлежат обязательной аккредитации в системе аккредитации аналитических лабораторий (СААЛ). Аккредитованные испытательные лаборатории проводят исследования (испытания) и измерения в пределах своей области аккредитации. Область аккредитации аналитических лабораторий, участвующих в экоаналитическом контроле, должна включать те виды измерений, которые предусмотрены планами-графиками порядка производственного контроля.
9. Ответственность за надлежащую организацию порядка производственного контроля за обращением с отходами.
10. Требования к ведению и хранению документации по производственному контролю (Документооборот в системе производственного контроля осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Положением о производственном контроле или иной документацией, определяющей порядок осуществления производственного контроля. Документирование результатов производственного контроля должно соответствовать принципам документирования в системе управления охраной окружающей среды на предприятии).

порядок производственного контроля за обращением с отходами

Последнее обновление: Пятница, 27 Ноября 2015г 14:55